СУДОХДСТВО НА БАЙКАЛЕ
Error message
Deprecated function: implode(): Passing glue string after array is deprecated. Swap the parameters in drupal_get_feeds() (line 394 of /home/fr1346/public_html/includes/common.inc).
Уже первые путешественники и исследователи Байкала интересовались рыбами и рыбным промыслам на Байкале. О рыбных богатствах озера в 1675 г. пишет Спафарий - посол царя Алексея Михайловича к китайскому богдыхану, протопоп Аввакум известный вождь старообрядчества, сосланный в Забайкалье и побывавший на Байкале в 1656 г. В XVIII в, Байкал посещают экспедиции Российской Академии наук с целью ознакомления с природой этого гигантского озера.
Добыча рыбы, водившейся в изобилии и входившей массами нерест из Байкала в реки, вряд ли составляла большие трудности даже при наличии примитивных орудий лова. Наиболее достоверные данные о развитии рыболовства относятся к периоду заселения побережья Байкала и Забайкалья русскими (XVII в.), которые вместе с собой принесли и навыки лова рыбы более совершенными орудиями лова.
Первый маяк на Байкале был построен в 1761 г. по предписанию Сибирского губернатора Соймонова, который 30 апреля 1760 г. предписал Вульфу, иркутскому вице-губернатору, построить маяк на Байкале на Южном (Посольском) берегу, так как в 1759 г. в этом месте, которое служило якорной стоянкой, погибло много досчаников, принадлежавших частным судохозяевам.
Сейчас, по прошествии столетия, необходимость сооружения жезнодорожной паромной переправы через Байкал воспринимается как обычный факт, продиктованный жизнью. Однако знакомство с архивными документами дает представление о том, что идея С. Ю. Витте произвела сенсацию не только среди сибирских жителей, поскольку речь шла о чрезвычайно трудном техническом проекте мирового масштаба. Вот почему местные и зарубежные газеты жадно ловили всякую инфрмацию на сей счет и тут же перепечатывали друг у друга со своими комментариями. Приведем несколько подобных статей, поскольку они дают интересные подробности осуществления идеи, о которых историки почти не упоминают.
Жизнь ледокола-парома "Байкал" трагически оборвалась в годы гражданской войны. Приняв неравный морской бой с хорошо вооруженным врагом молодой Советской власти, он героически погиб на Прибайкальском фронте. Это была тяжелая трагедия для байкальских поморов, полюбивших красавец-гигант мирового масштаба. Сейчас эта боль приутихла и лишь в памяти последних старожилов.
Еще до организации Посольского монастыря близлежащий залив Прорва использовался для отстоя во время штормов казенных и купеческих судов, если они не успевали до большой волны попасть в дельту Селенги. С построением острога Усть-Прорва и затем монастыря это место стало превращаться в крупнейший морской порт на Байкале.
Купеческие дошаники на Байкале пускались в плавание только при попутном ветре и при хорошей погоде. Военные же суда выходили на озеро при всяком ветре, поэтому нередко находились в плавании по 3 суток и более. Вот один из многочисленных примеров плавания в то время по Байкалу. В 1798 г.
До конца XIX в. сообщение европейских районов России с Дальним Востоком производилось с помощью морского транспорта. Русские военные корабли, направлявшиеся в Тихий океан с Балтики для пополнения флота на этом морском театре, вынуждены были совершать пол у кругосветные плавания в водах трех океанов. Несколько сократить протяженность плаваний позволял лишь Суэцкий канал.