Записано С.М. Бабушкиным, студентом 4-го курса историко-филологического факультета БГПИ им. Д. Банзарова, в 1970-м году по заданию бурятского филиала СО АН СССР.
СТРАНИЦЫ ИЗ ЭТНОГРАФИИ
Особенностью духовной жизни кударинских бурят, которые вместе со всеми российскими народами давно приобщены к достижениям современной цивилизации, является то, что они единственная небольшая группа, насчитывающая около шести тысяч человек в Кабанском районе и примерно столько же в других населенных пунктах республики, сохранившая в области вероисповедания приверженность древнейшей религии - шаманизму, несмотря на влияние в течение веков как буддизма, так и христианства. Эта религия все годы советской власти в республике функционировала только у кударинских бурят, а если указать географически точно - в четырех селах Кабанского района: в Ранжурово, Корсаково, Хандале, Дулане. В других местах по всему Забайкалью с восемнадцатого века победил буддизм, но в последние два десятилетия, то есть в постсоветский период, шаманизм бурно возрождается в самых разных местах Восточной Сибири. В данной главе наиболее ценным для науки, как отмечали ученые Бурятского научного центра, являются тексты шаманских призываний, которые зафиксированы мною от наиболее знающих исполнителей религиозных обрядов.
***
Записано 10 июля 1970 года в селе Ранжурово Кабанского района от Васильева Ивана Прокопьевича, 1887 г.р., пенсионера, представителя рода Абзай. Многие тексты призываний характерны не только для нашего села, они являются общими для всех кударинских бурят, то есть для населения названных выше четырех сел. Многие кударинцы ныне проживают в других населенных пунктах Республики Бурятия, главным образом, в Улан-Удэ, но стараются строго соблюдать свои религиозные традиции.
«Буудалнууд» — это самые крупные божества - хозяева, которым до сих пор молятся буряты Кабанского района. По преданиям, это хозяева всей нашей бурятской земли. Начинают призывания с обращения хозяину Фофонова, затем хозяевам Елани, Тугны, Посольска, Ильинки, г.Улан- Удэ, Базара, Кяхты.
Затем переходят к хозяевам северной стороны Байкала. Это хозяева Тунки, Ангары, Иркутска, земель восточных от Иркутска, Ольхона и т.д. Этим богам молятся почти все верующие буряты раз в два-три года. Молебны совершают один или два, знающих текст призывания, старика. Нужно около 1,5 литра водки не оскверненной, масло, молоко кипяченое, чай. Ниже пойдет текст призываний.
Эбэрэ долоон дошхон буудалнууд (южные хозяева)
Хозяину Фофонова:
Юhэн сагаан хэлэнгэйн
Эсин дунда
Ехэ дайдын хушуун дээр
Хаан дорогтын хубуун
Бурхаар хуйрдаа.Хонгор ехэ зула
Буудалаар буужа
Хозяину Елани, Тугны:
Хун шубуун гарбали
Хори монгол удхатай
Хажуудха ханинь
Хаан ехэ нухэрыньИван Тимофей мангад
Хойшоо нюуртай
Худари дайдаяа эзэлжэ хуйрдабаа.
Хозяину Елани:
Хун сагаан ноён
Самбируу сагаан хатан.
Хозяину Тугны:
Тугнэйн эжэн
Туб сагаан ноён
Тугтөөр сагаан хатан
Хозяину Посольска:
Ундэр Посольско hуудалтай
Ургэн далай сэльдеэтэй
Хан добуун hуудалтай
Хотигор Посольско гуйдэлтэй.
Хашхи тургэн баабай
Хажуудха нухэрынь
Донской ехэ хасаг.
Хозяину Ильинки:
Заимхайн эжэн
Дэгээ ехэ мэргэн
Урдабиин удха
Монгол гарбальтай
Хун шубуун.
Хозяину гор Мандрик:
Харааса хабсагайн эзэн
Хун шубуун гарбальтай
Гэгээ ехэ мэргэн баабай.
Хозяину города:
Городой эжэн,
Удэйн эжэн,
Губээри эжэн
Гун сагаан ноён.
Хозяину базара:
Базаарай эжэн
Баян сагаан ноён
Удэйн эжэн
Уен сагаан ноён
Улэн сагаан хатан
Буудалаар бужа
Бурхаар хуйрдаан
Гун сагаан губеэр дээрэ
Баян сагаан базаар дээрэ
Хун шубуун гарбальтай
Хори монгол удхатай
Буудалар бужа
Бурхаар хуйрдаан.
Хозяину Кяхты:
Сэлмэг сагаан ноён
Самбируу сагаан хатан
Хун шубуун гарбальтай
Хори монгол удхатай.
Арын арбан халха (десять северных хозяев)
Хозяину Тунки:
Ангарайн эжэн
Ама сагаан ноён
Андир сагаан хатан
Шугуй hайтай Ангар hууритай
Шулуу hайтай Ангар сэльдеэтэй.Идын эжэн
Хэрмэшэ ехэ ноён
Хэрээшэ ехэ хатан
Ундэр Идэ hуудалтай
Ургэн эреэшхэ гуйдэлтэй.
Хозяину Иркутска:
Хозяину земель восточнее Иркутска:
Хухэ толгой
Хуртэн баабай
Боро толгой
Боршон баабай
Хашаая эзэн
Хаан дошхон баабай
Ундэр хашаа hуудалтай
Ургэн далай сэлдеэтэй
Хозяину местности "Шоро":
(расположена местность напротив устья Селенги, на северной стороне Байкала)
Гурбан толгой шорот
Хара далай сэльдеэтэй
Хун шубуун гарьбальтан
Хори монгол удхатай
Гушан толгой хаадай
Гурбан толгой булаг
Амни хубуун Барлаг
Суутайн басаган
Нялхан төөдэй
Хаан ехэ буудалда хайраарнь
Эзэн ехэ буудалда
Эльгээрнь хургэнэ
Айжа байжа амалнабди
Эшэжэ байжа нюурланабди
Хозяину рода Абзай:
Ута мунгэн аргали
Бортойн хубуун hойлонго
Ноёнсойн хубуун
Ноён таа ахай
Ябаан газартаа яргалтай
Зоряан газартаа золтой
Эжэмээн эзэн
Угалгай мэргэн Хомхой Зааран
Сармайн эжэн
Саб сагаан ноён
Хэрмээн эжэн
Хэб сагаан ноён
Ном Ойхон hуудалтай
Нарин далай сэльдеэтэй
Хаан хуртын хубуун
Хаата ноён баабай (ойхон)Хуреэлхэеэ hанахадаа
Уhан хуреэ хуреэлээш,
Хумэлхэеэ hанахадаа
Шулуун хумэ хумэлөөш,
Адуулхаяа hанахадаа
Буга адуу адуулааш
Хубуулхэеэ hанахадаа
Шубуун хубуу хубуулээш.
Этим богам кударинские буряты проводят молебны с незапамятных времен, данная традиция не прекращалась и в советское время, потому представленные выше записи датируются 1970-м годом. В последний раз проведение молебна «Тойроhон буудалнуудта» я наблюдал в Ранжурово в августе 2006 года; обряд выполнял Верховный Шаман Бурятии, наш земляк Леонтий Абзаевич Борбоев. Значит, эти традиции не прервались, и будут жить долго, так как сегодня мы видим возрождение в России всех религий и в том числе шаманизма. Последний возрождается особенно бурно.
Для исполнения обряда «Тойроhон буудалнуудта» нужны: четыре бутылки водки (можно брать в «чекушках» по 125 гр.), молоко, беленый чай, топленое масло. Обычно выходят на улицу, редко брызгают дома через дымоход «урхөөр», в городских квартирах открывают форточку и через нее угощают богов. Читающие молитвы на улице смотрят в ту сторону, где жил бог-буудал (т.е. буудал бурхан или хозяин той или иной местности). Например, произнося молитвы хозяину Тунки, смотрят на запад, хозяину Ольхона - на север, хозяину города Улан - Удэ - смотрят на юг, т.е. по ходу молебна поворачиваются по кругу, отсюда название «Тойроhон (тойраан на кударинском диалекте) буудалнууд или кругом буудалнууд». Для выполнения обряда на улицу чаще выходят четыре человека: основной шаман держит в левой руке кружку с молоком, а в правой - блюдце с несколькими каплями молока; второй - блюдце с водкой; третий - с беленым чаем, а четвертый - тот, кто заказал молебен, за кого молятся. Этот человек сидит на земле или чаще на низком стульчике и чайной ложкой бросает кусочки топленого масла огню (на конце горящей головешки). В целом молебен занимает три – четыре часа, включая обряд «шабараа ууха», т.е. допивать остатки, после того как основную часть водки отдали богам. При «шабараа ууха» садятся за стол не только те, кто молился на улице, но и все взрослые члены семьи. Во время чаепития ведутся разговоры по истории шаманизма, хороший знающий шаман должен рассказать две - три легенды о тех богах, которым сегодня молился. В конце чаепития шаман говорит семье благопожелания и открывает дверь (уудэ тайлаха), разрешая людям выходить. Все тексты молебна и благопожелания произносятся наизусть, значит, шаман не может быть пьяным.
В представленных выше текстах названы имена хозяев мест, названия самих местностей и водоёмов (рек), что расположены или протекают в этом районе, где жил тот или иной «эзэн», названы основные дела, которые совершил хозяин «эзэн» этого района этнической Бурятии. После того как назовут больших богов «эзэд» обычно идут четыре строки, оберегающие молящихся от гнева или неудовольствия того или иного бога. Только после этого приступают к строкам, называющим того, кто является организатором молебна (молится) и о чем он (она) просит. Эти строки обычно начинаются словами:
Мургэлэ эзэн сол дээрээ (имя рода)
Сохоб нэрэнь (имя организатора молебна).
Сильные боги на реке Зулхэ или Хара хонитон
При произношении призываний этим великим шаманам старики всегда держат в бокале водку и понемногу капают (дуhаана). Про них не каждый расскажет, да и мало людей знают тексты этих призываний.
Записано 13.07.1970 г. от Николаева Морхона Дархановича, род. в 1910 г., бригадира полеводческой бригады, образование два класса.
В селе Ранжурово Кабанского района живут буряты восьми родов.
1. Шоно-ехэ шоно, бага шоно.
2. Хайтал-Хайр дээрэ олдоhон (вышли из Монголии).
3. Олзон (дархашуул)
4. Алгуй - жили на территории Якутии
5. Хурамша - из этого рода осталось всего две семьи. Он близок к роду Алгуй и разные обряды проводят вместе.
6. Абзай - один из самых древних и больших родов. В начале формирования род был тесно связан с родом Шоно.
7. Нохой ураг - разделился на две самостоятельные группы (первая вышла из Монголии).
8. Нохой ураг - эта группа издавна жила в Часовено.
9. Балтай - не осталось никого в Ранжурово.
Записано в июле 1970 года от Васильева Ивана Прокопьевича,1887 г.р.
Роды Шоно и Абзай
Шоно был отцом семейства, жил около 25 поколений назад, считая с 1970 года. Кто был до него неизвестно. У него родились два сына, которые возглавляли свои половины рода. Поэтому различают «ехэ шоно» и «бага шоно», но род в основном сохранился как единый. При жизни сам Шоно не имел большой власти и род как таковой полностью не был оформлен. Власть появилась во времена сыновей Шоно.
В это время роды Шоно и Абзай жили на реках Зулхэ, Яхад, Ходонсо. Особым почетом пользовался среди народа потомок Абзай, знающий шаман Бордойн хубуун hойлонго (hойлонго сын Бордоя).
Однажды этот шаман стал сильно молиться и во время молитвы говорить о том, что в их места идут несметные силы русских. Неизвестное войско поручили встретить силачу рода Абзай. Силач с луком выступил против корабля русских, а простой народ бежал в леса. Силач, увидев корабль русских, остановился на значительном расстоянии. Раздался выстрел, и пуля застряла в зубах у силача. Силач выколупал пулю изо рта и определил, что с этим войском ему не справиться. Тогда вместе с шаманом решили встретить русских как дорогих гостей.
Русские приехали устанавливать законы. Их с дорогими флагами из шерсти белок встречают: Шаман hойлонго сын Бордоя, Турахай сын Тугала, писарь Булюухэй (батрак Турахая), Барлаг сын Турахая.
Русские: мы приехали устанавливать законы, записать состав вашего населения, кто вы такие, установить размер дани и административное учреждение, которое будет здесь верховной властью. Как же назовем это учреждение?
Буряты думали, думали и не могли додуматься, как назвать новое, первое учреждение для верховной власти и решили назвать «Дума» (тупая дума - мухар дума). Отсюда пошли, говорят, все Думы вплоть до Государственной Думы. Руководителем должен был стать шаман hойлонго сын Бордоя. Но ему трудно было заниматься одновременно делами божественными и мирскими. Тогда он управление над живыми передал Шодоро сыну Шоно. Шодору привезли указ из Москвы, написанный на серебрянном слитке. После смерти Шодора указ (печать из серебра) жёны Шодора кинули в реку, говоря: «Раз не спас хозяина, кого же спасет».
Этот указ светился на дне реки 33 года.
В Думе руководили hойлонго, затем Шодор, переводчик Турахай, писарь Булюухай.
Пришло время установить границу с Монголией. Для этого с отрядом воинов едет из родов Шоно и Абзай - Барлаг сын Турахая. Для питания убили семилетнего сарлыка и высушили. Барлаг, представители других родов из Монголии долго ждут начальство из России. Пища кончилась, и собрались по жребию съесть Барлаг. Но шаман hойлонго, узнав об этом, заклинанием и призываниями погнал туда оленей, коз. Барлаг был спасен.
Сам шаман hойлонго в основном занимался посвящением других в шаманы. Отбирал души - духовное тело девяти мужчин и девяти женщин и кипятил в котле, перемешивая части тел. Те, кто мог стать шаманом, находили части своего духовного тела в котле. До нас дошла эта легенда о начале этих родов. Буряты молятся этим далеким предкам.
Призывания роду Шоно: Записано от М.Д. Николаева, 1910 г.р.
***
Призывания роду Абзай
Записано от Васильева Ивана Прокопьевича, 1887 г.р.
Арбан hалаа Абзай
Хорин палаа Ходонсо3
Амидын суглаае
Мухар4 дээрэ тогтоолойб
Альбинаа суглаае
Орголи5 дээрэ тогтоолойб
Хуушанай хуулиие
Ходонсо дээрэ тогтолоолойб
Юhэн бөө бөө болгоhон
Юhэн одигые одигон болгоhон
Юhэн хулэр тогооной
Бусалгаан дээрэнь байнаб
Юhэн хулэр шоройн6
Хиилэлгэн дээрэ байнаб
Юhэн бөө бөө болгоходоо
Хюхөөрнь холбоод болгобоб,
Юhэн одигые одигон болгоходоо
Хухээрэнь холбоод болгобоб.
Бордойн хубуун hойлонго
Анхан хуули Абзайда тогтоо
Хуушан хуули Ходонсодоо тогтоо.
Анхан хуулиие
Абзай дээрэ тогтоолойб
Туруундэ байгаан туухэ
Урда байгаан удха
Абзай дээрэ тогтооно,
Орголи дээрэ юhэн
Бөөе бөө болгоhон
Алта мунгэн хурта (hэлмэ)барилай
Арша мунгэн указ барилай
Туруундэ байгаан туухэ
Урда байгаан удха
Утэг нютага убгэ hамгад
Сагаа ехээр барижа,
Сасли ехээр ургаашад
Оройдо хасюун
Өортэ мануун болуужан.
Шаманские божества:
Небо и небожители
(Зууни 44 тэнгэри - это божества, охраняющие скот и птицу).
Дуурэн баян огторго
Гужэр улаан тэндир
Гужэр долоон бэтьхээ жааран
Алташа Долоон хубуун
Алхаша юhэн басаган
Дайда ехэ тугсөөртэй
Далай ехэ хиибэртэй
Тагаар дуурэн эдеэ хурайжа
Танхаараа дуурэн арси татаан.Барууни 55 тэнгэри
Адуу заяагаан
Атаа сагаан тэнгэри,
Хубуу заяагаан
Хухэ мунхэ тэнгэри.
Всего было 99 тэнгриев. Жили эти тэнгрии, т.е. боги - богатыри, совместно. Но на одном из Сурхарбанов они поссорились. Более пожилые и спокойные отошли к западу, злые - к востоку. Ссора была из-за добычи. Это вариант ранжуровских бурят.
Галай эжэн - хозяин огня (текст призываний)
Хаан Хурмуус тэнгэриhээ буугаа
Гурба улаан дулиие
Тодхожо бууба,
Гуша улаа сусалаа
Удьхалжа бууба.
Дурбэ улаан дулиие
Тодхоожо бууба,
Душэ улаан сусалаа
Удьхалжа бууба
Галымнай эжэн
Ганхуу урайхан хатан
Туляан галай эжэн
Тумэ нюдэн заяаша,
Удьхалаан галай эжэн
Оло нюдэн заяаша
Дурбэн дулиин хойно
Тумэн ноён заяаша
Сагаадайлиин ехэ убгэн
Сантирма ехэ хатан,
Гурбан дулиин хойно
Гурбан салдан заяаша
Дурбэн дулиин хойно
Дурбэн салдан заяаша,
Унгэйн тулеэн шатаалгаан,
Улэг малаан хонин тайлгатан
Заяалган ехэ заяаша
Тэндирын тээли хубуун,
Хаан ехэ заяаша
Хазагар ехэ майлга.
Галаа тайхадаа гэрhээ гарангуйгөөр гал дээрэ, урхөөр хаядаг. Архи, зөөхэй, тоhон хэрэгтэй. Урдань хонёор мургэдэг байгаа.
Дайдын тайлган
Тайлган, посвященный хозяину Земли. Проводится летом, участвуют все роды. Нужны: водка, чай, молоко, саламат, масло и молочная пища - тараг. Раньше была обязательна белка.
Дайдын эжэн Буха ноён баабай
Дэлхэйн эжэн Дэлуутэ ноён баабай
Гахай ехэ багша
Унагай ехэ баатар хун.
Нажарай ерэхэдэ
Манай зоной ехэ мургэл хэдэгбди
Орой хамаг зоороо
Урайнай сагай ehoop
Манай зон омог
Иимэ мургэл хэжэ байдаг.
Туруундэ байхадаа
Убгэд хугшэд
Иимэ мургэл хэдэг байгаа.
Тиимэ ehoop
hуулэй зон иимэ hудэг хэнэ.
Буза туруутэ сасилга
Хуушансияа ёhoop дурданабди.
Тайлаган проходит где-нибудь за селом. Хотя нет запрета, в 1960-е годы молодежь не участвует. Приходят старики и старухи со своими малыми внучатами. В XXI веке многое изменилось, и на тайлаганы приходят значительно больше людей, в том числе и молодые.
Далайн тайлган
Тайлаган посвящен хозяину моря. Участвуют все независимо от рода, проходит летом, ежегодно. Нужны: водка, чай, масло. Раньше был обязателен заяц, сейчас делают из ткани.
(текст призываний)
Призывания на свадьбе (может произносить любой в момент капания — дуhаалган)
hаба ехэ болог
hapxyy уужам болог
Турээн эжэн
Туб сагаан ноён,
Найра эжэн
Налгай сагаан ноён
Турэёо бутээгаашан
Тумэр хатаагаашан.
hаба ехэ болог
hapxyy уужам болог.
Турэ дээрэ турын эзэнтэй хамта Найр зугаае эжэ дурдалдадаг. Юуб гэхэдэ анхан туруушын турэ хэхэдээ Туб сагаан ноён Найр зугаае эжэ хэлэнгуй ерэhэн байгаа.
Архи турэдэ ехэ. Хунууд уугаад лэ дуу шуугуй унана. Тиихэдэнь турын эжэн: «Би ехэ буруу юумэ хэбэб», — гэжэ ойлгоод, ошожо Найра эжэ асарба. Найра эжэн ерээд дуулаба, турын зугаа татаба.
Олдоhон хубууд ёолоходо гараха
Найра арси зугаагаар гараха.
Тэрээнпээ хойшо архи уухадаа зугаа татана.
Записано 01.08.1970 г. от представителя рода Хайтал Мангутова Бадая Уладаевича, 1885 г.р., пенсионера.
Родоначальники этого рода вышли из Монголии. Этот род не связан с другими родами бурят Иркутской области. Легенда об истории рода говорит о том, что бурят Хорёодой, вышедший из Монголии, поселился в районе Хоринска. Это был молодой человек. Однажды он увидел, как с юга прилетели три лебедя и, превратившись (когда сняли птичью одежду) в девушек, стали купаться в пруду.
Хорёодой подкрался и спрятал одежду одной. Когда закончили купание, две девушки одевшись, превратились в лебедей и улетели, а третья была вынуждена остаться. Хорёодой подошел и говорит: «Почему же вы не выходите?» Девушка объяснила. Тогда Хорёодой сходил домой и принёс одежду матери. Девушка оделась, пришла с Хорёодой к нему домой и стала его женой.
Прошло много лет. У них уже было одиннадцать детей. Однажды жена говорит Хорёодою: «Дай мою птичью одежду. Куда теперь я убегу». Хорёодой принес птичью одежду. Жена одела и взмахнула крыльями. В это время Хорёодой с огня снимал котел. Когда жена полетела вверх и устремилась к дымовому отверстию, Хорёодой успел схватиться за её ноги, но не смог удержать. Руки у Хорёодой были в саже и говорят, с тех пор у лебедей ноги черные.
После того, как мать улетела, двое её младших сыновей сели на верблюда и уехали куда глаза глядят. Одна старушка нашла их на правом берегу Ангары. Малыши не знали какого рода и где их родина.
Старушка говорит:
Ахадань: «Шамайе хайр (мель) дээрэ олооб «Хайтал» гэжэ нэрэтэй болохош».
Дуудэнь: «Ши «Сэгээн» гэжэ нэрэтэй болохош»
Потомки этих братьев образовали роды Хайтал и Сэгээнэд. Хайтал живут в с.Ранжурово Кабанского района, Сэгээнэд - в селе Корсаково того же района. Есть и другой вариант, что Хайтал и Сэгээн были детьми обыкновенной женщины, но она умерла и мачеха обижала малышей. Детей нашли на берегу Ангары после того, как они убежали из дому.
Текст призываний предкам, рода Хайтал
«Сейчас в этом роду не осталось ни одного старика, который мог бы по настоящему полно помолиться даже своим предкам»,
- говорит Б.У. Мангутов и приводит нижеследующий текст:
Хунтэйн эжэн
Хутөөхэй баабай
Бадаахайн басаган
Буурай сагаан төөдэй.
Ангайн эжэн
hогоон ехэ бөө
Дайгуура басаган
hогоон ехэ одигон.
Мундайн басаган
Салим төөдэй.
hонгоодор хунэй басаган
Унеэн гармайн эжэн
Гудэгэр ехэ бөө
Гудагар ехэ одигон
Шорто нохой
Шодойхон ехэ одигон,
Шураг мунгэн хууртан
Шудхамал мунгэн указтан.
Записано 02.08.1970 г. от Датханова Балты Мадуевича, 1902 г. р., представителя рода Алгуй.
Род Алгуй вышел из-за Байкала
(текст призываний роду)
Худайн голо7 худамуул
Худа хаани мэргэшуул
Сээжээр тулаан сэсэн гарбальтан
Сэмгээр тулаан муяа гарбальтан.
Бугтэргэтэ булэг ушан
Нэмэргэтэ бухэ нуга.
Бурхаар бужа
Буудалаар hуйрдаан,
Алтан тагшын амуур дээгуур,
Мунгэн тагшын мур дээгуур
Унтааним hэрюулжэ
Мартааним hануулжа8.
Конкретную историю основателей рода Алгуй никто не знает. Жили первые люди этого рода на территории Якутской АССР.
Продолжение текстов призываний великих шаманов «буудалнууд» в изложении Б.М. Датханова из рода Алгуй. Нижеследующие шаманы относятся к хозяевам южного берега Байкала.
Хушууни эжэн (Бараний мыс) - одно из божественных мест близ села Ранжурово. Оно расположено севернее села на расстоянии двух километров. К юго-западу от села место шамана Хувришкын эжэн. Оно тоже на расстоянии 1-2 км от села.
К югу от села есть место шаманов рода Алгуй и Олзон. Но эти шаманы не такие крупные как первые два, которые являются великими шаманами - «буудал». Но современные жители об этих местах почти не знают. Они не запретны. О них помнят только старики. В этих местах нет шаманских примеипринадлежностей. Но человеку, знающему о них, если проезжает там, лучше побрызгать, конечно, если есть чем.
Божества «Халюун мал гайтан» (вышли из 44 восточных тэнгриев)
Отец или начальник рода Буурал Балду. У этого человека было пять сыновей - братьев: Даабгир, Лазарь, Падрин, Пастух, Бахуна и его два сына Хургасай, Мухсай. Эти были большими пьяницами и дебоширами. Им молятся, когда кто-нибудь начинает систематически буянить. Иногда молятся овцой.
(Текст призываний)
Призывания роду Шоно Записано от М.М. Бабушкина
1. Гэрээ арюулха
2. В чайник налить из бутылки водку 3 раза;
3. Из бутылки налить в блюдце; блюдце арюулха и абгайн арси дуhааха пеэшэн дээрэ (быть без шапки, мужчинам шапки снять).
Зула ехэ заяаша
Гал ехэ гуламта
Гурба улаан дули
Гуша улаан сусал
Гараан ехэ гарбали
Тураан ехэ тоонто
Уг удха
Мургэлэ эжэн
Солынь Шоно
Сохоб нэрынь...
Соог!
Долоон хушуу дурдаан
Дурлай ехэ абгай
Найман хушуу дурдаан
Нялхай ехэ абгай
Булигтаан газартань
Сергей ехэ ноён
Нэгэ тогоондо нэрэтэй абгай
Хоёр тогоондо хубитай абгай
Дам саашань хургэлдэгты
Дасин сашаань зосёолдогты
Мургэлэ эжэн
Солынь Шоно
Сохоб нэрынь...
Соог!
Утэгэ убгэд нютага хугшэд
Шонойн долоон шонуула юhэн
Утэгео ургэлдэжэ
Нютагаа харалдаашуул
Байраяа баяжуулаашуул
Сагаа ехээ барижа
Сасли ехээ ургаашуул
Хэжэ байгаан хэрэгтнай
Хэлэжэ байгаан хэлэнтнай
Дам саашань хургэлдэгты
Дасин саашань зосёолдогты
Соог!
Тэрэни саана
Михуулхайн хубуун Михаахан
Данеэн хубуун Умрэй
Пиилэйн хубуун Мурза
Мурзае хубуун Семен
Бабушкын хубуун Муу
Мууе хубуун Матвей
Дам саашань хургэлдэжэ
Дасин саашань зосёолдогты
Хэжэ байгаан хэрэгтнай
Хэлэжэ байгаан хэлэнтнай
Опое хубуун Ивантаяа, Банитаяа
Дуушэйн хубуун Бани, Баатартаяа
Далайн хубуун Данила, Ангаадай
Дархани хубуун Морхоон
Василиин хубуун Алтаа
Кузькиин хубуун Баяндай
Матвейн хубуун Михаала
Хэниитнай хэн гэхым
Алиниитнай алин гэхым
Бултаа хуртэгты
Мургэлэ эжэн
Солынь Шоно
Сохоб нэрынь...
Соог!
Угтаа
Из чайника в блюдце, надеть шапку, ремень (для мужчин).
Алтан шарга нарани туяагаар буугаан
Алма hарайн гэрэлээр буугаан
Даб гаан дайдын hулдээр
Дасид гаан далайн hулдээр
Елэй ехэ сасли барина hараяаhайн сасли барина
Бөө бухэйгөө одигон өөдэйгөө
Айжа байжа амалнаб эшэжэ байжа нюурланаб
hapa адли хасюун
Наран адли найжа бологты.
Хари газарта ябахадынь халха
Хажуудынь хани бологты.
Айха газартынь амин
Эшэхэ газартынь нюур бологты.
Эрхэйтэндэ булигтуулангой
Ээмтэндэ гартуулангой
Урдынь хараан
Хойнынь бараан бологты
Удаан холо яргал харуулыт
Утын холо нaha заяагыт
Хары мэйн байхада
Хадын саагуур
Боры мэйн байхада
Боориин саагуур
Унтааниинь хэруулжэ
Мартааниинь hануулжа
hалгайдань гар залгажа
Хэлхэйдэнь хэлэ залгалдыт
Орой дээрэнь харалдажа
Оошо дээрэнь маналдажа
Мангад дээрэ ябахадань
Мартаагой
Ород дээрэ ябахадань
Орсёогой.
Хулынь дурөөдэ хургэжэ
Гарынь ганзагада хургэлдыт
hургаарта сэсэн болгожо
Хабшаата мэргэн болголдыт
Мургааниимни мун бухэлёор
Хаяанимни хам бухэлёор гэнэ
Алтан тагшын амуур дээгуур
Мунгэн тагшын муhэг дээгуур
Дурдалгандым дуулажа
Дуhаалгандым хуртэгты гэнэ
Соог!